Группа: Пользователи
Сообщений: 2 147
Регистрация: 9.9.2008
Пользователь №: 1 326
60560
Период службы: 1976-1978
Ф.И.О.:oleg
o
Подразделение: 60560
Поздравляю Всех связистов с Днем ПОБЕДЫ.
Блудов Николай Павлович Стали ефрейторами по приказу Сталина Я родился 21 января 1924 года в городе Москве. Нацио- нальность – русский, вероисповедание – православный, бес- партийный. До войны окончил в 1941 году девять классов средней школы № 335. О войне узнал по радио из выступления В.М. Молотова 22 июня 1941 года во время школьных каникул. Во дворе дома №8 по улице Солянка, где я проживал в семье, я с ребятами нашего двора услышал, что по радио выступает Мо- лотов, и побежал домой слушать его выступление, которое передавалось по радиотрансляционной сети. В течение лета 1941 года нам, школьникам, пришлось ра- ботать в наших домах по покраске деревянных чердачных по- мещений известковым раствором для предохранения их от возгорания при попадании зажигательных бомб. После перво- го налёта немецкой авиации на Москву 22 июля 1941 года нас обязали во время налётов авиации дежурить на чердаках зда- ний для нейтрализации зажигательных бомб, которые проби- вали железные крыши и воспламенялись на чердаке. Их надо было брать за хвостовое оперение и опускать в бочку с водой. Такое дежурство я выполнял постоянно. Отказаться от него было невозможно: это была нагрузка всем жильцам мужского пола. Один раз я не вышёл ночью на дежурство, и меня вызва- ли в отдел ОГПУ (НКВД – Народный комиссариат внутренних
дел) района по заявлению управдома товарища Попова, кото- рый был очень строгим. 1 сентября 1941 года я пошёл в школу №335 в 10-й класс, все школы в Москве уже начали работать. Проучившись одну неделю, меня и всех учеников отправили на строительство противотанковых рвов в Кунцево, под Москвой. Там мы лопа- тами, без какой-либо техники копали глубокие противотанко- вые рвы в течение месяца, до 5 октября 1941 года. Там мы жи- ли, и нас кормили из походной кухни, а когда вернулись в Мо- скву, школа уже больше не работала, и я со своими сверстни- ками продолжал во время налёта немецкой авиации дежурить на чердаке. В ноябре 1941 года (уже после октябрьской паники в Мо- скве, когда было введено осадное положение) меня вызвали в Молотовский райвоенкомат, который находился в Хрусталь- ном переулке, в здании Гостиного двора, и в порядке Всевобу- ча (Всеобщего обязательного военного обучения) направили учиться в 4-ю автомотошколу, которая находилась в Лефорто- во, по специальности шофер третьего класса. Срок обучения составлял тогда шесть месяцев, после чего я сдал государст- венный экзамен и 17 апреля 1942 года получил квалификацию шофера третьего класса. Для прохождения стажировки и работы меня направили в Первомайский трест очистки города Москвы по санитарной очистке, где я проработал шесть месяцев. 2 ноября 1942 года я был призван Молотовским райвоенкоматом города Москвы на действительную службу в ряды Красной Армии. Направили меня служить в армию по специальности шо- фер в 153-й отдельный батальон связи в качестве рядового солдата. 7 ноября 1942 года я принял присягу, получил зимнее об- мундирование. В декабре 1942 года закончили формирование батальона связи, который размещался в помещении школы на 1-й Мясниковской улице в Сокольниках. Мы получили воен- ную технику, я - автомобиль с радиостанцией РСБ, и своим ходом по Ленинградскому шоссе, далее через Кувшиново и Осташков с остановками из-за нехватки горючего прибыли под командованием комбата подполковника Астрова и на- чальника штаба капитана Артюхова в расположение 6-го тан- кового корпуса под Демьянском.
Ранее 6-й танковый корпус не имел батальона связи, и мы, таким образом, пополнили его состав до нормы. Пробыв в районе Демьянска несколько недель, нас опять стали собирать в дорогу, так и не вступивших в сражение, ибо немцы убра- лись добровольно, испугавшись котла. В феврале 1943 года мы отправились на станцию Пено, Калининской области, недалеко от Осташкова, и стали гру- зиться на железнодорожные платформы для передислокации на новое место. В это время, я помню, наступила небывалая оттепель, и все дороги раскисли. А знаете, как трудно двигать- ся по таким дорогам на автомобиле. Но здесь надо сказать спа- сибо, что радиостанции были смонтированы на автомашинах «виллис», которые имели хорошие ходовые качества, за что их называли у нас вездеходы. Воинский эшелон следовал на юг. Через несколько дней мы приехали в Москву. Нас перевели на станцию окружной железной дороги - Канатчикова дача. Отсюда через дежурного я позвонил домой матери, сообщил, что нахожусь в Москве, но приехать она не могла, так как я не знал, когда двинется эше- лон. Мы все были рады, что уехали с Северо-Западного фрон- та, так как очень плохие там дороги, много болот и мало насе- ленных пунктов, где можно зимой погреться. Ведь всю зиму приходилось находиться то в лесу, то в поле; хорошо, если ус- певали вырыть землянки, в них наше спасение. Простояли не- сколько дней в Москве, затем нас повезли далее на юг, куда, мы не знали, но выехали на железнодорожную ветку по на- правлению к станции Касторная, далее повернули на Курск, где мы стали разгружаться. После разгрузки своим ходом на- правились по шоссе Москва – Харьков в сторону Белгорода, который был оккупирован немцами. Не доехав до Обояни, мы свернули в близлежащий лес, где разместились на некоторое время. Здесь мы работали по обу- стройству части: копали капониры под автомашины, чтобы укрыть машину от осколков авиабомб, маскировали автомоби- ли под окружающую среду путём закрепления веток от де- ревьев. Находясь во втором эшелоне, мы маскировались от воздушной разведки и, кроме того, проходили воинскую под- готовку: изучали последние немецкие танки и наше новое воо- ружение.
5 июля 1943 года меня разбудил гул множества самолётов, которые летели над нами на север, затем послышалась канона- да на переднем крае у Обояни, хотя мы находились во втором эшелоне около 30 км от передовой. Нас подняли по тревоге, и мы направились в конце дня на передние рубежи - у Раково и Шепелёвка и остановились, ожидая наступления u1087 противника. Сначала со стороны немцев началась сильная артиллерий- ская стрельба и бомбежка авиации, но я укрыл машину в капо- нире, замаскировал её, а радист вёл связь между штабом кор- пуса и бригадами. В течение одной недели, до 12 июля, 1943 года, в летнюю жару, без паники и суеты мы отступали и еже- дневно занимая новое место около штаба 6-го танкового кор- пуса, всего проехав назад, в сторону Курска, километров 20, не более. Несмотря на то что я впервые участвовал в боевых дей- ствиях, хотя и в качестве шофера, но в составе батальона связи танкового корпуса, у меня была уверенность, что мы удержим оборону и не будем отступать, как в 1941 году, это видно было и по настроению моих товарищей. Таким образом, несмотря на короткое время соприкосновения с противником, мы силь- но устали, так как почти не спали и все время бодрствовали, нагрузка на всех была максимальной. На нашем участке фронта наступление немцев прекрати- лось, они пошли стороной к Прохоровке. За время около двух недель мы получили новое пополнение и технику взамен раз- битой, но у меня всё было цело, только пришлось подремон- тировать рессоры, которые сильно прогнулись из-за езды по пересеченной местности. В начале августа, оправившись после сражений в обороне, мы пошли в наступление на Богодухов, через Томаровку. Во время этой операции никакого геройства я не проявлял, а че- стно исполнял свой долг водителя, рядового солдата, следовал по указанному маршруту, следил за автомобилем, пробирался по бездорожью. Для меня важно было, чтобы автомобиль все- гда был на ходу, не пострадал от осколков бомб и снарядов, всегда имелось горючее и прочее, что должен делать любой шофер действующей армии. В Богодухов я въехал вместе со штабом 6-го танкового корпуса, которым командовал генерал А.Л. Гетман. Останови- лись мы на его окраине, в небольшой роще, в это время в штаб корпуса приехал Георгий Константинович Жуков, которого
мне удалось увидеть. Далее в течение августа 1943 года бои шли южнее Богодухова, в сторону Шаровки. Моя задача была скромная: обеспечить наступающим тан- ковым бригадам надежную мобильную связь со штабом кор- пуса, что я и выполнял по мере продвижения корпуса вперед. В середине сентября нас вывели из соприкосновения с противником, и мы направились в Сумскую область на до- формирование и пополнение. В конце октября 1943 года нам вручили гвардейское знамя представители 1-й танковой армии. Теперь наш батальон получил новое название 351-го отдель- ного гвардейского батальона связи, а всех рядовых солдат по- высили в звание – они стали ефрейторами по приказу Сталина. Таким образом, я стал ефрейтором, звание, которое до сих пор больше не менял, и оно записано в военном билете. А танковый корпус, в состав которого входил наш баталь- он связи, стал именоваться 11-м гвардейским танковым корпу- сом. По этому поводу у нас было много торжеств и митингов. Во время нахождения в резерве батальон связи пополнил- ся, а меня перевели служить на бензовоз, смонтированный на автомашине ЗИС-5. Поскольку я имел опыт работы на грузо- вом автомобиле еще в Москве после окончания автошколы, мне не пришлось долго его осваивать, да и работа шофером на гражданской и военной службе мало чем отличается. Лишь была бы машина в порядке, всегда надо быть готовым к любо- му рейсу, несмотря на дорогу, на погоду и на опасности, кото- рые подстерегают нас. Теперь в мою задачу входило непрерывное обеспечение горючим всего автотранспорта батальона связи, которого было около 30 единиц. В конце 1943 года мы получили команду своим ходом двинуться на запад, на правобережную часть Украины. Про- ехав сотни километров без остановок, мы переправились через Днепр по понтонному мосту в районе Дарницы, у Киева, и расположились в городе Бышев, в 60 км западнее Киева. Как во время движения батальона по дороге в Бышев, так и после прибытия я обеспечивал работу всего автохозяйства, ибо, как говорится, была война моторов, и распространяться о себе мне кажется лишнем. В Бышеве заправили полные баки горючим, а в конце декабря 1943 года корпус пошёл в наступление на Житомир.
Перед началом наступления с нашей стороны была силь- ная артиллерийская подготовка, у нас солдаты её называли «играет ансамбль Александрова». Наш батальон связи двигался вместе со штабом корпуса к Бердичеву и Казатину, а моя задача уже под сильным огнем противника, доставлять горючее. Расстояние между тылами корпуса и батальона при стремительном наступлении увели- чивалось, и приходилось совершать большие рейсы. В начале января 1944 года мы вошли в Бердичев, затем повернули на Жмеринку, и здесь, как мне помнится, немцы нанесли сильный контрудар. Я еле нашёл свою часть, так как штаб корпуса тоже оказался под угрозой, но немцев останови- ли, и мы перешли к обороне. Погода в это время была снежной, дул сильный ветер. Я заболел, у меня отнялись ноги, я был направлен в госпиталь сначала в медсанбат, а затем на стационарное лечение в тыл. После излечения был направлен в мае 1944 года в 7-ю авиационную бомбардировочную дивизию авиации дальнего действия, в 72-й отдельный авиатехнический батальон в каче- стве шофера в звании ефрейтора. Полк находился на аэродро- ме на Украине около станции Попельная, на западе Киева. Я служил в батальоне аэродромного обслуживания, перевозил авиабомбы к самолётам и другие бортовые грузы на автомо- биле ГАЗ. Работа была мне знакома, полеты самолётов Ил-4 прохо- дили каждую ночь, а днем я возил к ним бомбы по 50, 100, 500 килограммов, больших не было. В течение 1944-1945 годов дивизия передислоцировалась на запад несколько раз, в конце войны ее полк, который я об- служивал, находился на аэродроме около города Замостье в Польше. Здесь я находился в день Победы 9 мая 1945 года. После окончания войны я продолжал служить в этой час- ти, и в 1946 году дивизия передислоцировалась на Украину, в город Полтава, где аэродром находился на окраине города. Самолёты продолжали находиться в мобилизационном со- стоянии, и мы поддерживали их живучесть. Демобилизовался я 6 марта 1948 года на основании поста- новления Совета Министров СССР от 13 января 1948 года из города Полтавы в Москву, домой, на улицу Солянка, в дом 8, в квартиру 44, откуда был призван в армию в 1942 году. По 102 прибытии в Москву я пошёл работать на Московский автоза- вод имени Сталина в прессовый цех. В моей семье во время войны ушли в армию старшие бра- тья и сестра, которые прошли всю войну: Блудов Николай Павлович, 1911 года рождения, демоби- лизовался в звании капитана, были вручены медали: «За отва- гу» и «За победу над Германией», Блудов Василий Павлович, 1913 года рождения, демоби- лизовался в звании рядового, была вручена медаль «За победу над Германией», Блудова Нина Павловна, 1921 года рождения, лейтенант медицинской службы, была вручена медаль «За победу над Германией». Я сам был награжден медалью «За победу над Германи- ей». Прошло больше 60 лет с начала моей службы в армии, многое забылось, да и служба была моя рядовая. На гражданке так же, как на войне, особых заслуг не имел, но и выговоров и наказаний не было. Работал и служил честно, как умел. Самой ценной наградой стала жизнь да медаль «За победу над Герма- нией» как память о тяжелых годах войны. Декабрь 2003 года В подготовке настоящих воспомина- ний оказал помощь Швецов Егор Вален- тинович, студент 1-го курса факульте- та прикладной механики Московского авиационного института
Группа: Пользователи
Сообщений: 2 147
Регистрация: 9.9.2008
Пользователь №: 1 326
60560
Период службы: 1976-1978
Ф.И.О.:oleg
o
Подразделение: 60560
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ 1 ТАНКОВОЙ АРМИИ НА БЕЛГОРОДСКОМ НАПРАВЛЕНИИ В ПЕРИОД 5—15.7.43 г. «УТВЕРЖДАЮ» п/п КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ 1 ТА Гвардии Генерал-лейтенант танковых войск КАТУКОВ. « » июля 1943 г.* Копия Секретно экз. № 1 п/п ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА 1 ТА Генерал-майор ПОПЕЛЬ.
V. СВЯЗЬ 1. Силы и средства связи. К началу и в процессе боев связь в армии обеспечивалась средствами армейскими — 83 опс, 645 олбс, 852 и 880 окшр, 858 отср, а также штатными частями и подразделениями корпусов, бригад и полков. [18] Все части и подразделения связи были укомплектованы в основном до штата, лишь одна рота 645 одбс и 880 окшр, 858 отср, остались на конной тяге. Последнее обстоятельство снижало маневренность этих подразделений, давало темпы работ совершенно не соответствующие темпам боя танковых частей. Обеспеченность: линейными средствами 100 %, телеграфной аппаратурой — 150 %, телефонной — 100 %, радиостанциями — 100 %, кроме тк, где нехватало четырех раций типа «РСБ». Эксплоатационными материалами части связи были обеспечены на 5-6 дней операции. Имущество связи находилось в полной боевой готовности. Личный состав частей и подразделений связи был подготовлен хорошо. Подразделения связи были сколочены, за исключением обс 31 тк, который только что был сформирован и на практической работе не натренирован. Подготовка радистов определяется наличием классных радистов в 83 опс — 80 %, в 3 мк — 60 %, в 6 тк — 50 %, и в 31 тк — 50% к общему числу радиотелеграфистов. Резервы: пять кабельно-шестовых взводов /125 км проволоки/ в распоряжении начальника связи армии и по одному взводу с 20 км проволоки в корпусах. 2. Система организации связи к началу боев а/ действовали обеспеченные радиосети: армия — корпус по направлениям; сеть взаимодействия с пехотными армиями, с отдельными танковыми корпусами и со 2-й Воздушной армией; в корпусах — сети командования; б/ проводная связь была организована по направлениям, имея по два канала на корпус. Связь корпус — бригада по оси и направлениям, бригада — батальон по оси главных направлений. Была создана сеть постоянных проводов на дистанциях: МЕДВЕНСКОЕ — КУРСК; МЕДВЕНСКОЕ — ЛЬГОВ; МЕДВЕНСКОЕ — ДОЛГИЕ БУДЫ; МЕДВЕНСКОЕ — ЯКОВЛЕВО; МЕДВЕНСКОЕ — КОРОЧА. Система вспомогательных узлов связи, развернутая на магистралях, обеспечивала устойчивую и непрерывную работу проволочной связи. Для обеспечения связи подвижными средствами в армии и в корпусах за исключением 31 тк, было законсервировано достаточное количество машин, главным образом, марки «Виллис» и мотоциклы. 3. Организация работы связи в период боевых действий. А. Планирование организации связи. а/ до начала боевых действий были разработаны планы по вариантам вероятных направлений действия армии. При чем, направление действий армии в этой операции совпало с одним из этих вероятных направлений, которое было обеспечено заранее оборудованными узлами связи и подвешенными проводами. Армия не имела нужных резервов проволочной связи для обеспечения связи с приданными тк, сд и артчастями. Фронт заявки армии в этом отношении не удовлетворил. б/ в схеме радиосвязи были созданы запасные сети для вновь прибывающих в состав армии частей. Готовность радиосвязи и действию и наличие радиоданных на каждой рации своевременно проверены. Б. Радиосвязь. а/ фронт — армия. Сеть работала без нагрузки. За период с 6 по 16.7.43 г. всего принято девять радиограмм в 555 групп и передано восемь радиограмм в 275 групп. Это привело к излишней нагрузке проводных средств. б/ армия — корпус. Радионаправления в основном работали устойчиво. Связь поддерживалась, главным образом, рациями типа «РАФ». Однако, где недоставало раций этого типа, применялись другие типы раций, менее мощные. Наличие в районе действия войск большого количества мощных раций и ухудшение прохождения радиоволн ночью, делали связью неустойчивой в ночное время. В помощь 31 тк, рации которых выбыли из строя, была выслана радиогруппа в составе 4-х раций. Группа обеспечивала надежную радиосвязь в течение всей операции. в/ корпус — бригада. Радиосвязь работала бесперебойно. Особо четко работала командирская сеть 6 тк. За весь период операции радиоузлом армии: п р и н я т о 447 радиограмм в 26.706 групп п е р е д а н о 729 радиограмм в 40.487 групп. Общий радиообмен — 1286 ради[о]грамм в 66.958 групп. В. Проволочная связь. В звене армия — корпус этот вид связи работал устойчиво. Были случаи, когда штабы корпусов /31 и 10 тк/ меняли КП, заранее не оборудовав узел связи на новом месте и не обеспечивали переход телефонных станций, работающих с армией. Большую роль в создании прочности системы проводной связи имело наличие вспомогательных узлов связи. В период операции было оборудовано всего 9 армейских узлов связи, из которых одновременно действовало 4-5 узлов. За этот же период было оборудовано 4 основных узда связи, действовавших по одному или по два одновременно. Сложность поддержания проводной связи состояла, главным образом в том, что постоянные и кабельно-шестовые линии связи беспрерывно разрушались авиабомбардировкой и артминогнем противника, постоянные линии ЯКОВЛЕВО — АФАНАСЬЕВО и ЗОРИНСКИЕ ДВОРЫ — ИВНЯ и 10.7.43 г. были полностью разрушены и линий от АФАНАСЬЕЗО на юг не были восстановлены. Кабельно-шестовые линии разрушались сплошными участками до 3 км. Обычные порывы кабельно-шестовых линии в двух-трех смежных точках зарегистрированы на некоторых линиях до 15-18 случаев днем и 2-3 случая ночью. Среднее время устранения таких повреждений составляет 18-15 минут, что следует отнести к исключительно самоотверженной и умелой работе бойцов и младших командиров линейных подразделений связи. [20] Корпус — бригада. Связь в 6 тк работала хорошо. В 3 мк. В целях сохранения кабеля, проволочная связи была свернута и резервирована /Распоряжение начштакора/. В 31 тк проволочная связь не работала, основная причина — неумение начальника связи корпуса организовать ее в реальных условиях сложной боевой обстановки. Бригада — батальон. Проволочная связь отсутствовала. Непрерывными бомбежками и артминогнем сеть кабельных линий фактически была уничтожена и на протяжении всей операции связь поддерживалась по радио и офицерами связи. Г. Связь подвижными средствами работала хорошо. Еже раз доказано, что этот вид связи не только служит безотказно, но является быстрейшим в условиях оборонительных боев. Потерь документов, опозданий в доставке боевых распоряжений, донесений не было. С 5 по 15.7.43 г. пробег автотранспорта подвижных средств штарма составляет 9.561 км. Произведено самолетопосадок — 94, обмен пакетов — 7.546. В Ы В О Д Ы: 1.Весь личный состав частей и подразделений связи, работая с большим напряжением сил, обеспечивал управление войсками беспрерывной связью. 2. Прошедшие бои показали, что в оборонительных боях танковой армии в звене армия — корпус основным средством связи остается проводная связь, радиосвязь — резервный канал на случай порыва проволоки. В звене корпус — бригада основным средством связи является радиосвязь и проводная связь, как дополнительный канал. В звене бригада — батальон во всех случаях основным средством связи является радиосвязь. 3.Для обеспечения маневра связью настоятельно необходимо иметь резерв раций в армии — один РАФ и три РСБ, в корпусах по два РСБ. 4.Для обеспечению связью придаваемых армии стрелковых, танковых и артиллерийских частей, необходим резерв проволочных /телефон-телеграф/ средств связи. 5 .Необходимо моторизовать все подразделения связи, в первую очередь, 858 отср.
« » Июля 1943 г. **** Отпечатан 1 экз. 12.10.43 г. маш. н. о. п.п. НАЧАЛЬНИК ШТАБА 1 ТА Генерал-майор ШАЛИН п.п.НАЧАЛЬНИК ОПЕРОТДЕЛА ШТАБА 1 ТА Гвардии полковник НИКИТИН. Верно: Пом. нач. оперотдела штаба 1 ТА капитан Тимофеев
________________________________________ * Дата отсутствует ** Зачёркнуто в документе ***Так в тексте **** Дата отсутствует ________________________________________ ЦА МО, ф. 1 гв. ТА, оп. 3070, д.208. Подлинник, имеются пометы.