14 мая 1955 года исполняется 55 лет Варшавскому договору.
Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД). Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.
ШТАБ-КВАРТИРА: СССР, Москва
Участники: 7 постоянных участников
Официальный язык: Русский, немецкий, польский, венгерский, чешский, румынский, болгарский
Командующий объединенными вооруженными силами стран ОВД: Иван Конев (1955—1960) Виктор Куликов (1977—1991)
Начальник штаба объединенных вооруженных сил стран ОВД: Алексей Антонов (1955—1962) Владимир Лобов (1989—1990)
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Договор подписан: 17 мая 1955 Венгерское восстание: 4 ноября 1956 Операция «Дунай»: 21 августа 1968 Договор прекращён: 1 июля 1991
СОСТАВ Союз Советских Социалистических Республик Народная Республика Албания (прекратила участие в деятельности ОВД в 1961—1962 из-за идеологических разногласий; формально вышла в 1968 — после ввода войск ОВД в Чехословакию) Народная Республика Болгария Социалистическая Республика Румыния Венгерская Народная Республика Польская Народная Республика Чехословацкая Социалистическая Республика Германская Демократическая Республика (1956—1990)
УСЛОВИЯ ДОГОВОРА Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.
РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора. Объединённое командование вооружёнными силами (ОВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.
ВОЕННЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ОВД Главнокомандующие Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора 1955-1960 — И. С. Конев — Маршал Советского Союза, 1960-1967 — А. А. Гречко — Маршал Советского Союза, 1967-1976 — И. И. Якубовский — Маршал Советского Союза, 1977-1989 — В. Г. Куликов — Маршал Советского Союза, 1989-1991 — П. Г. Лушев — генерал армии.
НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СТРАН-УЧАСТНИЦ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА 1955—1962 — А. И. Антонов — генерал армии, 1962—1965 — П. И. Батов — генерал армии, 1965—1968 — М. И. Казаков — генерал армии, 1968—1976 — С. М. Штеменко — генерал армии, 1976—1988 — А. И. Грибков — генерал армии, 1989—1991 — В. Н. Лобов — генерал армии.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Август 1968 года — Ввод войск в Чехословакию (подавление Пражской весны)
ДЕКЛАРАЦИИ На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО. В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия. На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов. Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.
УЧЕНИЯ И МАНЕВРЫ Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Родопы» (1967), «Днепр» (1967), «Север» (1968), «Братство по оружию» (1970), «Запад-81» (1981), «Щит-82» (1982).
РАЗВЕДКА Во время действия Варшавского Договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский Договор Вьетнама, Монголии и Кубы.
Логика реформы, которой придерживаются в Министерстве обороны, предполагает радикальное расформирование прославленных объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций, имеющих почетные наименования, боевые знамена и государственные награды.
Но предусмотрен ли механизм передачи их главных символов – воинской чести, доблести и славы вновь создаваемым бригадам, другим воинским соединениям и частям?
Логика реформы, которой придерживаются в Министерстве обороны, предполагает радикальное расформирование прославленных объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций, имеющих почетные наименования, боевые знамена и государственные награды. Но предусмотрен ли механизм передачи их главных символов – воинской чести, доблести и славы вновь создаваемым бригадам, другим воинским соединениям и частям?
С этого вопроса и началась наша беседа с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Михаилом Сорокиным.
– Знамена зачехлить, сдать в музей на хранение… Подобное уже было в начале 90-х, когда войска СССР переходили под юрисдикцию Российской Федерации.
– Во время вывода наших войск из Германии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Монголии, Прибалтики, Закавказья и Центральной Азии многие прославленные части были расформированы, их боевые знамена, исторические формуляры и государственные награды сданы в архив. А позже многие музеи и комнаты боевой славы воинских частей оказались разрушены и разграблены.
К примеру, в эстонском Таллине дислоцировалась 144-я гвардейская Ельнинская мотострелковая дивизия – одна из самых прославленных в Вооруженных силах СССР. Созданная в далеком 1922 году, она громила японцев в 1938-м у озера Хасан, защищала Москву на Бородинском поле в 1941-м, потом освобождала Ельню. Но главное – в состав дивизии входил 254-й гвардейский мотострелковый полк имени Героя Советского Союза рядового Александра Матросова. Дивизию расформировали, превратили в базу хранения боевой техники. Штат сократили, затем прикрыли и саму базу. Прекратил существование и полк имени Александра Матросова. Где теперь находится уголок Героя, в какой части на вечерней поверке называют его имя, навечно зачисленное в списки полка?
– Как сегодня решаются такие важные вопросы в Вооруженных силах?
– По сути ничего не изменилось. Системного подхода нет, только эпизоды. Например, указами президента Российской Федерации почетные наименования, боевые знамена и государственные награды расформированной 2-й гвардейской танковой краснознаменной армии переданы во 2-ю Общевойсковую армию расформированного 54-го гвардейского истребительного авиационного Керченского краснознаменного полка – 3958-й авиационной базе.
В январе 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков в целях сохранения боевых традиций воинов-автомобилистов, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, обратился к президенту РФ с просьбой о передаче почетных наименований, боевого знамени и государственной награды расформированной 22-й ордена Красной Звезды автомобильной Одесской бригады в 22-ю автомобильную бригаду сокращенного состава. Однако обращение и проект указа поддержаны не были.
– Но если нет нормативной правовой базы, то надо вносить законодательную инициативу, менять закостеневшие правила…
– Разрешить эту проблему был призван разработанный в Совете Федерации проект федерального закона, осуществление которого не требовало ни расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, ни принятия, изменения или признания утратившими силу иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Я предлагал законодательно закрепить требование о передаче почетных регалий и боевых знамен уходящих в историю прославленных дивизий и полков новым воинским формированиям – бригадам и батальонам. В этом случае имена героев, навечно зачисленных в списки, не потерялись бы. К сожалению, законопроект не поддержало правительство РФ.
– Аргументация?
– В официальном отзыве отмечено, что “боевое знамя воинской части является официальным символом и воинской реликвией воинской части, олицетворяет ее честь, доблесть, славу и боевые традиции. При этом передача боевого знамени, а также почетных наименований должна производиться только при наличии преемственности между воинскими частями, как правило, при переформировании одной или нескольких воинских частей в новую воинскую часть (части)”. Сам законопроект, по мнению правительственных чиновников, не в полной мере соответствует воинским традициям.
– У правительства свой взгляд. А у депутатов?
– Комитет Государственной думы по обороне рекомендовал парламентариям отклонить законопроект, поскольку вопросы передачи почетных наименований, боевых знамен и государственных наград одних воинских частей другим, равно как и вопросы присвоения воинским частям почетных наименований и вручения им боевых знамен, в настоящее время регламентируются указами президента Российской Федерации.
– Чиновники, юристы, депутаты позицию определили. И что дальше?
– Депутаты Государственной думы полагают, что проблема при необходимости может быть решена путем принятия соответствующего президентского указа. Содержательная часть такого указа должна носить не персонифицированный, а системный, всеобъемлющий характер. Тем более что юридическая база уже существует в виде предложенного на рассмотрение парламентариям законопроекта.
Принятие нормативного правового акта откладывать в “долгий ящик” нельзя, поскольку в ближайшей перспективе значительное число прославленных объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций, имеющих почетные наименования, боевые знамена и государственные награды, будет расформировано.
Считаю, что боевые знамена можно передавать вместе с почетными наименованиями в воинские части не только Минобороны, но и Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, в Суворовские военные училища, кадетские корпуса.
Главное, чтобы имелись все юридические основания, способствующие сохранению преемственности в развитии боевых традиций, укреплению войскового товарищества, воспитанию военнослужащих в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и военной присяге.