Группа: Пользователи
Сообщений: 2 147
Регистрация: 9.9.2008
Пользователь №: 1 326
60560
Период службы: 1976-1978
Ф.И.О.:oleg
o
Подразделение: 60560
С КВТКУ связана судьба многих людей. Даже Я, там побывал. Ночью прибыли в спортзал на ночёвку, повезло Шамиль забрал в спортроту, утром переодели в форму и вывезли в какой то лагерь в землянки.
Танковая школа в Казани. Объект "КАМА"
Наряду с другими ограничениями Версальский договор запрещал Германии иметь бронетанковые войска, разрабатывать и производить бронетанковое вооружение. Однако ее военное руководство прекрасно понимало, что в будущих войнах решающую роль сыграют именно бронетанковые войска. Отставание в этой области от армий ведущих мировых держав заведомо ставило Германию в неравное положение. Командование рейхсвера в поисках путей обхода этого запрета обратило взоры к Советскому Союзу, который так же. как и Германия, был заинтересован в создании современных танковых войск, но в отличие от нее не обладал ни промышленной базой, ни технологиями, ни квалифицированными кадрами. Предложение представителей рейхсвера об образовании смешанной танковой школы на территории СССР было принято советским военным и политическим руководством.
Договор об организации совместной танковой школы был заключен 2 октября 1926 года в Москве. С немецкой стороны его подписал руководитель "Центра Москва" и ВИКО полковник X. фон дер Лит-Томзен, а с советской - начальник разведывательного управления Штаба РККА Я.К.Берзин. Школа должна была размещаться в бывших Каргопольских казармах в Казани. В ее распоряжение передавались не только имевшиеся там строения, но и учебное поле, стрельбище, полигон, находившийся в 7 км, и пути сообщения между ними.
Договор был заключен на три года со дня подписания и предусматривал, что если ни одна из сторон не подаст заявления о расторжении договора за шесть месяцев до его истечения, то действие договора автоматически будет продлено еще на один год. По истечении действия договора танки, запасы имущества, вооружение, оборудование мастерских и инвентарь подлежали возвращению немецкой стороне, а строения и другие стационарные сооружения - Красной Армии. Кроме того, советская сторона могла выкупить у ВИКО интересующие ее предметы технического оборудования по стоимости, определенной паритетной комиссией.
Немецкая сторона брала на себя вопросы организации танковой школы, ремонт, перестройку и оборудование помещений. Она несла расходы по текущему содержанию школы (оплата коммунальных услуг и электроэнергии, приобретение горючего, сырья, материалов, учебных пособий и др.), а также по содержанию немецкого персонала - как постоянного, так и переменного. Эти финансовые затраты были немалыми: только на перемещение ранее располагавшихся в Каргопольских казармах войск ВИКО затратила 125 тыс. рублей.
Советская сторона выделяла для танковой школы соответствующий технический состав для мастерских, рабочих и охрану, которая также оплачивалась ВИКО.
На первом этапе (с апреля 1927 г.) постоянный состав танковой школы должен был состоять с немецкой стороны из 42 человек, в том числе семи человек административной службы, трех преподавателей (по артиллерийскому, пулеметному делу и радиоделу), пяти инструкторов по вождению танков; советская сторона обязалась представить 30 человек административно-технического и вспомогательного состава, не считая охраны.
Имущество школы помимо жилых помещений, мастерских, складов, электростанций и прочего включало три танка, два гусеничных трактора, два грузовика, два легковых автомобиля и два мотоцикла.
Начальниками танковой школы назначались немецкие представители: в 1929 году - подполковник Мальбранд, в 1930 году - Риттер фон Радльмайер, в 1931-1933 гг. - полковник Харпе. Они подчинялись руководству рейхсвера в лице уже упомянутого руководителя "Центра Москва" и одновременно председателя ВИКО полковника X. фон дер Лит-Томзена. работали по его директивам, руководили административно-хозяйственной и учебно-строевой жизнью школы. В распоряжение начальника школы выделялся штатный помощник - советский офицер, который подчинялся советским инстанциям и предназначался для оказания помощи немецкой стороне при решении текущих задач, взаимодействия с советскими военными и гражданскими органами, наблюдения и урегулирования вопросов, связанных с работой и учебой советского персонала. Являясь официальным представителем Красной Армии, он выражал пожелания советской стороны, которые учитывались руководством школы при составлении учебной программы.
В первый год работы возможно большее число учебных мест предназначалось для советского переменного состава, т.е. для курсантов Красной Армии. Все расходы по содержанию .и обучению советского персонала, а также расходы на горючее. боеприпасы и ремонт техники оплачивались советской стороной. Начиная со второго года по взаимному согласованию устанавливалось точное соотношение мест для каждой из сторон.
Поскольку организация танковой школы являлась нарушением Германией Версальского договора, то большое значение уделялось мерам конспирации. В немецких источниках школа фигурировала как "объект Кама", в советских - как "КА", "РА" и др. В документах Красной Армии совместный учебный центр именовался "Казанью", "Камой", "школой", "курсами ТЕКО", а немецкая сторона - "друзьями", "арендаторами", ВИКО, ОГЕРС. Немецкий персонал числился как технический и преподавательский состав "курсов Осоавиахима". И постоянный, и переменный состав на занятиях вне казарм и на официальных приемах носил форму РККА, но без петлиц и знаков различия, в остальное время было разрешено ношение гражданской одежды. Контакты с советскими гражданами были сведены до минимума; корреспонденция на немецком языке доставлялась особым курьером, а телеграммы должны были присылаться только на русском языке.
Предполагалось, что танковая школа начнет работать с июля 1927 года, когда закончатся все строительные работы, а из Германии будет доставлено имущество для практических занятий. Однако ее строительство и оборудование растянулось на полтора года, поглотив, по ориентировочным советским подсчетам, 1.5-2 млн. марок. Летом 1928 года была ликвидирована строительная комиссия "Кама", и на ее территории с 1 августа были официально сформированы "Технические курсы Осоавиахима". которые находились в ведении ОГЕРСа.
Но уже в декабре 1928 года Штаб РККА не без сожаления констатировал, что "танковая школа в Казани до сих пор еще не начала функционировать: занятия в ней начнутся, по заявлению немцев, лишь с весны 1929 года. когда будут из Германии доставлены необходимые для школы танки. Пока что немцы в течение двух лет отстроили и оборудовали школьные помещения, мастерскую и учебное поле. Из этого предприятия мы сможем извлечь пользу лишь с началом занятий, так как имеем право на паритетных началах иметь равное количество учеников". Кроме того, существование школы ставилось в зависимость от оснащения ее новейшими типами танков и создания при ней научно-исследовательского отдела, в состав которого были бы включены советские научно-технические работники.
Обещанные танки (всего десять единиц, в том числе пять легких и два средних танка) немцы хотели доставить через Ленинград с началом навигации. Стремясь обезопасить себя от возможных политических осложнений, они обратились в марте 1929 года к Советскому Союзу с предложением заключить с фирмой "Рейнметалл" фиктивный договор о закупке этих танков. Нарком по военным и морским делам К.Е.Ворошилов поддержал данный проект и направил соответствующее ходатайство в Политбюро ЦК ВКП(б), особо отметив, что "скорое прибытие танков в СССР для РККА крайне желательно". Однако предложение было отвергнуто, И.В. Сталин собственноручно наложил резолюцию: "... о танках - мы не можем пойти на фиктивную сделку".
Тем не менее, несмотря на трудности и неурядицы, в первой половине 1929 года в танковой школе в Казани начались практические занятия. Сначала на четырехмесячных курсах был обучен постоянный состав, а затем и первая группа переменного состава, в которую входили десять советских курсантов.
Учебная программа Казанской школы включала теоретический курс, прикладную часть и технические занятия. В рамках теоретического курса слушатели изучали типы танков и их общее устройство, конструкцию моторов, виды оружия и боеприпасов, тактику боевых действий танковых войск и вопросы взаимодействия, особенности материально-технического обеспечения на поле боя. Прикладная часть включала обучение вождении" машии по различной местности (ровной и пересеченной) и в различных условиях (Днем, ночью, с использованием фар и без них, с применением дымов). Слушатели обучались стрельбе, приобретали навыки проведения боевых стрельб, отрабатывали действия в составе подразделений (до роты включительно), способы взаимодействия с другими родами войск, вопросы управления в бою и на марше. На технических занятиях обучаемые получали практику технического обслуживания и ремонта танков.
Первая совместная оценка деятельности танковой школы была дана 5 сентября 1929 года во время беседы наркомвоенмора СССР Ворошилова с начальником генерального штаба рейхсвера генералом Хаммерштайном. Немецкий генерал выразил удовлетворение по поводу состояния дел и высказал пожелание, чтобы "в Казани дальше все шло по-прежнему, как оно есть сейчас: производство опытов с одной стороны и обучение - с другой стороны. Но мы бы хотели увеличить число курсантов с 10 до 20, чтобы лучше использовать затраченный капитал". Касаясь ранее сделанного советским руководством предложения о создании при школе научно-исследовательского отдела, Хаммерштайн заявил: "Мы в Казани не хотим организовывать конструкторское бюро. Там имеются инженеры тех заводов, которые нам танки доставляют и которые ищут ошибки в их конструкции. Последние, в свою очередь, устраняются конструкторскими бюро соответствующих заводов в Германии ...". Он также предложил: "Было бы хорошо. если бы несколько русских инженеров работали с нами. Нам это было бы приятно, так как русские специалисты могли бы помогать и сами знакомиться с нашей работой. Кроме того, мы могли бы тогда обменяться теми чертежами и описаниями танков, которые имеются в [нашем] распоряжении - заграничные материалы - и ознакомиться с русскими танками".
Находившиеся в школе танки являлись опытными конструкциями и нуждались, по мнению генерала, в доработке и модернизации. Поэтому немецкие курсанты проходили не только теоретический курс по тактике, но и техническое обучение на германских заводах, поставлявших танки. "Мы приветствовали бы, - добавил Хаммерштайн, - если бы из числа русских курсантов два или три человека участвовали в прохождении зимнего курса в Германии ...".
Через два с лишним года Ворошилов, беседуя с преемником Хаммерштайна генералом В.Адамом, сказал о технической оснащенности школы: "Я не могу поверить, что у вас нет большего, чем в Казани. Три года в Казани возятся - и никакой новой материальной части. Все те же танки, что привезли сначала. Я говорил: "Шлите конструкторов, и вы и мы будем иметь танки ..." На возражение Адама о возросших расходах и ограниченности финансовых средств рейхсвера Ворошилов ответил: "Я считаю, что можем многое улучшить в Казани, если ваши средства пойдут на технику и сама техника будет более реальной. Еще когда здесь был Хаммерштайн, я выдвигал перед ним необходимость прислать больше типов и конструкций. У нас есть уже промышленная база, но у нас мало пока людей-конструкторов. У вас же люди есть. мы так и полагали, что ваша сторона будет давать макеты, чертежи, проекты, идеи. конструкции, словом, что мы получим лаборатории и для вас, и для нас".
Однако немецкая сторона осталась верна ранее избранной линии и дальше испытаний, доработки и модернизации имевшихся в Казанской школе тяжелых, средних и легких танков не шла. Правда, как и было оговорено, в этих работах принимали участие советские инженеры и техники. Был реализован и советский проект создания совместных конструкторских бюро, разработки новых образцов танков и их производства на отечественных предприятиях. Но с этим танковая школа непосредственно связана не была.
В целом занятия в танковой школе проходили планомерно, в соответствии с ранее утвержденной учебной программой. В 1929-1931 гг. на "курсах ТЕКО" прошли обучение 65 человек начсостава танковых и мотомеханизированных частей РККА. Большую часть из них составили строевые командиры и преподаватели бронетанковых вузов, остальные офицеры были инженерами (танкистами, артиллеристами, радистами).
В отчете о работе "курсов ТЕКО" в марте 1932 года отмечалось, что "основная целеустановка Управления механизации и моторизации РККА в вопросе использования ТЕКО сводилась к тому, чтобы ознакомить командиров РККА с особенностями конструкции немецких боевых машин, изучить методику стрелковой подготовки танкиста и приборы управления машинами и огнем в бою, изучить вопросы боевого применения танковых частей и попутно овладеть в совершенстве техникой вождения боевых машин".
Изучение чертежей, ознакомление с материальной частью боевых машин и результатами испытаний позволили нашим инженерам практически использовать немецкий, опыт. В советских танках Т-24, Т-26, Т-28, Т-35 и БТ были применены элементы немецких конструкций: подвеска, сварные корпуса, внутреннее размещение экипажа, стробоскопы и наблюдательные купола. перископические прицелы, спаренные пулеметы, электрооборудование башен средних танков, радиооборудование, а также технические условия проектирования и постройки.
Много интересного было отмечено и в методике проведения занятий по тактике, вождению машин и стрелковой подготовке. В силу этого немецкая методика обучения танкистов стрелковому делу была использована при разработке "Руководства по стрелковой подготовке танковых частей РККА".
Поэтому в вышеупомянутом отчете делался вывод, что "в целом работа ТЕКО до сих пор еще представляет интерес для РККА как с точки зрения чисто технической, так и с тактической. Новые принципы конструкции машин и в особенности отдельных агрегатов, вооружение и стрелковые приборы, идеально разрешенная проблема наблюдения с танка, практически разрешенная проблема управления в танке и танковых подразделениях представляет еще собой область, которую необходимо изучать и переносить на нашу базу". Поэтому и в последующие годы военное руководство СССР намеревалось использовать курсы в качестве "исследовательской лаборатории для технического, тактического и методического усовершенствования наших командиров". В 1932 году на шестимесячные курсы было направлено 32 "отборных командира и инженера" (17 инженеров и 15 строевых офицеров). Основной упор, как и в прежние годы, делался на изучение конструкции танка, способов управления в бою, техники стрельбы, а также на освоение методики обучения танкистов.
Для занятий с советскими курсантами из Германии были приглашены пять преподавателей. С тремя преподавателями (по стрельбе и вооружению, по танковой радиотехнике и по танковым конструкциям) контракт был заключен на два года. Два преподавателя тактики были приглашены на шесть месяцев, т.е. на время их реальной работы на курсах. Для проведения строевых и тактических занятий и одновременного испытания техники в распоряжении "школы Кама" была выделена рота в составе двух взводов танкеток Т-27 и одного взвода танков MC-1. Немецкой стороне было предложено в порядке компенсации привезти из Германии новый трехтонный танк и восьмиколесную плавающую бронемашину, что и было сделано.
Кроме того, в постоянный состав "танковой школы Кама" в качестве помощников немецких инженеров были включены пять советских аспирантов, которые должны были детально овладеть методикой и опытом работы и в последующем перенести это в РККА. Для бронетанковых вузов предполагалось приобрести у немцев учебные пособия и экспонаты.
Танковая школа в Казани просуществовала относительно недолго. Ее постигла та же судьба, что и остальные немецкие объекты в СССР: по приказу Гитлера она была ликвидирована летом 1933 года. Вместе с тем она внесла существенный вклад в развитие советских танковых войск. Здесь готовились квалифицированные кадры танкистов, изучался передовой зарубежный опыт, испытывались новые образцы бронированных машин. отрабатывалась тактика боевых действий. Эти и многие другие факторы в немалой степени способствовали тому, что уже через десять лет советские танковые войска заняли лидирующее положение в мире и одержали ряд блестящих побед в годы второй мировой войны.
( из книги Н.Х. Булатова «Йолдызлы йолдызлар») Авторский коллектив переводчиков: Юлашев А.Г., Гараев Р.Д., Ганеева Д.Х., Иванова И.А.. 2010 г.
«Генерал Гудериан очень хорошо знает тактику русских, он ведь не зря окончил Казанское танковое училище! Его танковая армия под Москвой быстро разгромит русских», - говорил Гитлер, веря самому себе. Однако обстоятельства сложились иначе…
Группа: Главные администраторы
Сообщений: 5 290
Регистрация: 9.11.2006
Из: Набережные Челны
Пользователь №: 41
40й ТП - 84-86г,ком,взвода2ТБ , 86-89 рембат
Период службы: 1984-1989
Ф.И.О.:Кормильцев Игорь Владиславович
СССР
Подразделение: 40й полк (84-86), рембат(86-89)
НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ ДОШЛИ ДО КАЗАНИ
УЧЕБНЫМ ПЛАЦЕМ ДЛЯ ТАНКИСТОВ ГЕРМАНИИ СТАЛ КАЗАНСКИЙ ТАНКОДРОМ
Задолго до начала Великой Отечественной в Казани обучались немецкие танкисты. Качество подготовки курсантов инспектировал 44-летний подполковник Хайнц Гудериан - широко известный впоследствии немецкий танковый генерал. егодня мало кто знает, что 75 лет назад на месте Казанского танкового училища (нынешнее название - Казанский филиал Челябинского танкового института) располагалась секретная советско-германская школа, скромно именовавшаяся техническими курсами "ОСОАВИАХИМа". В ней на протяжении нескольких лет повышали квалификацию немецкие танкисты - будущие военачальники вермахта.
Предыстория такова. После первой мировой войны Германия и Советская Россия находились в международной изоляции. Германия, ограниченная жесткими рамками Версальского договора, тем не менее не представляла своего существования без хорошо обученной и технически совершенной армии, иметь которую ей категорически запрещалось. В 1926 году между двумя странами и был заключен договор о создании в Казани совместной танковой школы. С немецкой стороны его подписал летчик-ас, полковник фон дер Лит-Томзен, с советской - начальник разведуправления Штаба РККА Ян Берзин. Рассчитан договор был на три года, и по окончании его срока танки, запасы имущества, вооружение и инвентарь подлежали возвращению немцам.
Занятия должны были начаться с июля 1927 года, но из-за разных неувязок функционировать школа стала лишь два года спустя. Сначала на четырехмесячных курсах был обучен постоянный преподавательский состав, а затем - первая группа курсантов, в которую входили и советские танкисты. На полигон у Оренбургского тракта прибыли немецкие танки, которые в документах именовались "большими тракторами" - среди них были машины Порше и Круппа. Кстати сказать, немцы вложили в проект около двух миллионов марок.
Совместный проект оказался весьма полезным и для Красной армии: наши инженеры-конструкторы познакомились с чертежами, матчастью, результатами полевых испытаний "вражеских" танков. Так что и в советских Т-24, Т-26, Т-35, БТ в последующем были применены немецкие наработки: подвеска, сварной корпус, стробоскопы, перископические прицелы, спаренные пулеметы...
Всего в трех учебных потоках прошли обучение 28 немецких курсантов - четверо из них были в звании капитанов, остальные - старших лейтенантов. Это были способные ученики, многие из которых в дальнейшем достигли значительных служебных высот. Виктор Линнарц закончил войну в Италии в чине генерал-лейтенанта. Иоганн Хаарде в том же звании командовал танковой дивизией в Норвегии. Бывший курсант Рихард Колль, впоследствии генерал-майор, сражался против наших танков, в частности, под Бердичевом. Выпускник школы Вальтер Герт, кавалер Рыцарского креста, оказался в танковой дивизии СС "Мертвая голова"...
Однако самым именитым из немецких офицеров, имевших непосредственное отношение к казанской "кузнице кадров", был Хайнц Гудериан, инспектировавший школу. В то время он являлся начальником штаба автомобильных войск рейхсвера. Генералом стал четыре года спустя, когда возглавил сформированную им же под Вюрцбургом 2-ю танковую дивизию. Мало кто тогда видел в нем теоретика и практика танковой войны. Кстати, свою знаменитую книгу "Внимание! Танки!" он напишет по приказу своего шефа Освальда Лутца, который одно время был начальником казанской школы с немецкой стороны. А помощником Гудериана при формировании танковых частей стал Людвиг Риттер фон Радльмайер - тоже выпускник этой школы. Так же, как и командир одной из танковых дивизий группы армий "Центр" Йозеф Харпе, в конце войны - командующий группой армий.
В 1954 году 66-летний Хайнц Вильгельм Гудериан, титулованный полководец, отец генерала бундесвера Хайнца Гюнтера Гудериана, умер в баварском городке Швангау...
Второй раз генералу в Казани (к нашему с вами, читатель, счастью) побывать не довелось. Такое могло случиться, только если немецкие войска в соответствии с планом "Барбаросса" вышли в декабре 41-го на линию Астрахань - Архангельск.
Guderian, Heinz Wilhelm (Гейнц Вильгельм Гудериан) генерал-полковник "Der Motor des Panzers ist ebenso seine Waffe wie die Kanone" Двигатель танка - это такое же оружие, как и его орудие. Гейнц Гудериан
Гейнц Гудериан вошел в военную историю как один из величайших командующих бронетанковыми войсками. Именно он оказал огромное воздействие на ход войны своего времени. Без него воинственные настроения Гитлера могли бы оказаться очень быстро пресеченными при первой же попытке развязать войну. Ведь 1939-1940 годах вооруженные силы Германии были еще не в состоянии одолеть войска какой-либо из крупных держав. Триумфальные победы, с которых началась для Германии Вторая Мировая война, стали возможными только благодаря наличию бронетанковых войск, которые создал и обучил Гудериан, и его смелому командованию этими войсками вопреки осторожности вышестоящего командования и страхам Гитлера.
Гейнц[1] Вильге́льм Гуде́риан (нем. Heinz Wilhelm Guderian; 17 июня 1888 — 14 мая 1954) генерал-полковник германской армии (1940), военный теоретик. Наряду с Шарлем де Голлем и Дж. Фуллером считался отцом моторизованных способов ведения войны. Имел прозвища Schneller Heinz — «быстрый Хайнц», Heinz Brausewetter — «Хайнц-ураган». Возможно, данные прозвища были частью неофициальной нацистской пропаганды сил вермахта и его генералитета.
Аккуратный металлический забор вдоль Оренбургского тракта, КПП с неизбежными боевыми машинами на постаментах, стадион. За ним видны старые, им уже девяносто лет, учебные корпуса. Перед нами - Казанское танковое училище. В 1910 году в России был принят новый мобилизационный план. В соответствии с ним развернулось широкое казарменное строительство и коренным образом пересматривалось расписание войск (так называлась схема их дислокации). 5-й Каргопольский драгунский полк по этому плану должен был быть
расквартирован в Казани, но помещений для него не было. Поэтому казармы полка,получившие потом название Каргопольских, строились в лихорадочном темпе: ещё не был готов генеральный план казарм, а 26 строений уже было возведено. Именно Каргопольским казармам суждено было стать тем местом, где учились многие знаменитые военачальники нацистской Германии. Связано это место и с именем самого знаменитого немецкого танкиста - генерала Гейнца Гудериана... Но все по порядку.
Парии Европы - мысли о реванше
После первой мировой войны Германия и Советская Россия стали, по выражению британского премьера той поры Ллойд Джорджа, "париями Европы" и находились в международной изоляции. Германские политики, ограниченные рамками Версальского договора, практически сразу же стали думать о реванше. Но для этого нужны были сильная, хорошо обученная армия и совершенное вооружение, иметь которые Германии категорически запрещалось. И вот после длительных переговоров в 1923 году военное министерство Германии создало в Москве свой исполнительный орган "Центр Москва", который возглавил знаменитый летчик полковник Германн фон дер Лит-Томзен. 2 октября 1926 года этот незаурядный человек, погибший в Берлине в 1942 году, подписывает с немецкой стороны договор об организации в Казани совместной танковой школы. С советской стороны договор подписал начальник разведуправления Штаба РККА Я.К. Берзин. Школа должна была размещаться в бывших Каргопольских казармах. В её распоряжение передавались не только имевшиеся там строения, но и учебное поле, стрельбище, полигон и пути сообщения между ними.
Договор был заключён на три года, и по окончании срока его действия танки, запасы имущества,вооружение и инвентарь подлежали возвращению немцам. Немцы брали на себя организацию школы, ремонт, перестройку и оборудование помещений, и надо сказать, что затраты на всё это оказались немалыми. Предполагалось, что танковая школа начнет работать с июля 1927 года, но строительство растянулось на полтора года, поглотив от полутора до двух миллионов марок.
"Большие трактора" на Оренбургском тракте
С 1 августа 1928 года были официально сформированы Технические курсы "Осоавиахима" - это было названием-прикрытием советско-германской школы. Но Россия не была бы Россией, если бы все делалось вовремя: практические занятия в школе начались лишь в первой половине 1929 года. Сначала на четырёхмесячных курсах был обучен постоянный состав, а затем и первая группа курсантов, в которую входили и десять советских танкистов. Немецкие танки, доставленные в Казань, именовались в документах как "большие трактора" - "Grosstraktoren". Точно известно, что в Казани были "трактора" трёх типов: Daimler-Benz, спроектированный доктором Порше, Rheinmetall-Borsig и "трактор" Круппа. Изучение чертежей, знакомство с матчастью боевых машин и результатами испытаний позволили нашим инженерам использовать немецкий опыт. В советских танках Т-24, Т-26, Т-35 и БТ были применены элементы немецких конструкций: подвеска, сварные корпуса, внутреннее размещение экипажа, стробоскопы и наблюдательные купола, перископические прицелы, спаренные пулемёты, электрооборудование башен средних танков, а также технические условия проектирования и постройки.
"Казанская школа": от Норвегии до Африки
Только недавно автору этих строк удалось в зарубежных источниках ознакомиться с полным списком немецких курсантов казанской школы. Всего в Казани в трёх учебных потоках прошли обучение 28 немецких курсантов, четверо из них имели звание капитана, остальные были старшими лейте-нантами. Руководили потоками капитаны Кюн, Брунн и фон Кёппен. Некоторые из курсантов казанской школы достигли значительных служебных высот. Например, капитан Виктор Линнарц, обучавшийся в Казани в первом учебном потоке в 1929-1930 годах, закончил войну в Италии в чине генерал- лейтенанта и в должности командира 26-й танковой дивизии Иоганн Хаарде, курсант второго потока, тоже стал генерал-лейтенантом и командовал в Норвегии 25-й танковой дивизией. Генерал-майор Рихард Колль в 44-м сражался в составе 48-го корпуса у Бердичева, под его началом была 1-я танковая дивизия. В Казани же Колль был старшим лейтенантом и учился во втором потоке. В знаменитой битве при Эль-Аламейне в Северной Африке участвовал командир 8-го танкового полка полковник Тееге. 5-я танковая дивизия полковника, а затем генерал-лейтенанта Недтвига сражалась с Красной Армией в составе 46-го армейского корпуса под Спасск-Демянском, а в 1943 году он успел повоевать и под Орлом. Рыцарским крестом был награждён командир подразделения самоходных орудий 3-й танковой дивизии СС "Мёртвая голова" Вальтер Герт, до генеральского чина дослужился командир 17-й танковой дивизии Теодор Кречмер - его танки в конце войны утюжили Польшу.
Казанский след Гейнца Гудериана Но самым знаменитым из немецких танкистов, побывавших в военном городке на Оренбургском тракте, был 44-летний Гейнц Гудериан. Он вовсе не был в то время генералом, как об этом пишет в "Независимом военном обозрении" сотрудник КГБ РТ Ровель Кашапов. Начальнику штаба автомобильных войск рейхсвера в феврале 1931 года было присвоено звание подполковника, а генералом он станет лишь четыре года спустя, когда возглавит cформированную им же под Вюрцбургом 2-ю танковую дивизию. А пока он инспектирует тайную танковую школу в Казани. Сын кайзеровского офицера и отец будущего генерала бундесвера, подполковник Гудериан не считает нужным скрывать своё отношение к большевистской власти: особенно его поражала вопиющая бесхозяйственность. Независимость суждений была свойственна Гудериану и в дальнейшем, порой эта черта характера приводила к тому, что уже генерал Гудериан мог не выполнить приказ начальника, и часто это ему сходило с рук. Даже фюрер не был для него иконой. Хотя Гудериан был образцовым нацистским генералом, он винил в поражениях немецких войск именно фюрера.
От Ганновера до Казани
К моменту своего появления в Казани Гудериан имел солидный послужной список. Окончив кадетский корпус, он поступил в феврале 1907 года в 10-й Ганноверский егерский батальон, которым командовал его отец. В следующем году Гейнц Вильгельм Гудериан производится в старшие лейтенанты, а в 1914 году кончает Военную академию. Его длившийся несколько лет роман с Маргаритой Герне кончается браком. В августе 1914 года у них родился сын Гейнц Гюнтер - будущий генерал бундесвера. Конец первой мировой застает Гудериана в штабе германского военного представительства на оккупированной части Италии. Затем - служба на восточной границе, участие в подавлении путча коммунистов, командование егерским батальоном в Госларе. В январе 1922 года Гудериана переводят в 7-й баварский автомобильный батальон, и этот перевод станет важной вехой в биографии полководца: пройдет тринадцать лет - и бывший командир автобата сформирует танковую дивизию. К тому времени за плечами Гудериана будут годы изнурительной, черной, но благодарной работы: из автомобильных частей он не только создаст танковые части и соединения, но и отработает тактику их действий, напишет соответствующие наставления и инструкции. Любой военный, имеющий хотя бы небольшой опыт разработки руководящих документов для войск, поймет всю масштабность сделанного Гудерианом. Надо сказать, что опыты и новации пытливого и энергичного офицера отнюдь не всегда приветствовались начальством. Бывало, что Гудериану запрещали проводить учения с использованием разработанных им приёмов. Но были у него и единомышленники, среди них - его сослуживец и прямой начальник Освальд Лутц. (Кстати, одно время О. Лутц был начальником казанской танковой школы с немецкой стороны.) Лутц привлек Гудериана к формированию танковых частей. Помощником Гудериана в этом серьёзном деле был Людвиг Риттер фон Радльмайер - имя этого офицера также связано со школой на Оренбургском тракте.
1936-1945: десять генеральских лет
Дальнейшая карьера Гудериана развивается стремительно. В 1936-1937 годах по приказу О. Лутца он пишет книгу "Внимание! Танки!" ("Achtung! Panzer!") и становится известен как теоретик танковой войны. В 1938 году генерал Гудериан принимает командование 16-м армейским корпусом (в него входили все бронетанковые силы Германии). Во время оккупации Судетской области Чехословакии на корпус Гудериана была возложена задача выхода на демаркационную линию. На первом этапе при штабе корпуса находился сам фюрер. Действия танков Гудериана (а он к этому времени командовал 19-м армейским корпусом трехдивизионного состава) сыграли большую роль в разгроме польских войск в кампании сентября 1939 года. В следующем году отступающие французские войска преследует группа с многозначительным названием "Гудериан".
Поначалу блестящими были успехи Гудериана на Восточном фронте. Танковая группа Гудериана вошла в состав группы армий "Центр" и состояла из трёх танковых корпусов. Одной из танковых дивизий этой группы, 12-й, командовал Йозеф Харпе - генерал Гудериан знал его ещё по Казани. Пройдет время, и Й. Харпе станет командующим армией, а в самом конце войны - и группы армий, таких высот не достигнет и сам Гудериан. 10-12 июля 1941 года Гудериан форсирует Днепр, пять дней спустя А. Гитлер награждает его Рыцарским крестом с дубовыми ветвями. Несколькими днями позже дивизии Гудериана отражают контрнаступление советских соединений под Ельней. Однако под Москвой Фортуна изменила удачливому танкисту, и он был зачислен в резерв главного командования сухопутных войск, где и находился до марта 1943 года, когда его назначили генерал-инспектором бронетанковых войск. В июле 1944 года Гудериан возглавил штаб сухопутных войск, но на этом посту особых лавров не снискал. В своих мемуарах он во всем будет винить Гитлера, но следует помнить сказанное выше - Гудериан был образцовым нацистом. Особенно это проявилось, когда он стал одним из руководителей преследования антинацистски настроенных офицеров после провала антигитлеровского заговора в июле 1944 года. 28 марта стало последней датой в списке перемещений Гудериана по службе - в этот день он был снят с поста начштаба сухопутных войск. Через сорок с небольшим дней он был арестован американцами, но вскоре освобожден. А 15 мая 1954 года в баварском городке Швангау 66-летний Гейнц Вильгельм Гудериан умер. Как знать, может быть, в сознании старого танкиста промелькнула пыльная Казань, Каргопольские казармы и давно забывший лязг немецких гусениц полигон за Оренбургским трактом.
Казань в составе рейхкомиссариата "Москва"
Немцы были в Казани три года. Русские в Вюнсдорфе - почти полвека А теперь на мгновенье представим, что Гудериан и другие нацистские полководцы добились бы своих целей и немецкие войска в соответствии с планом "Барбаросса" действительно вышли бы в декабре 1941 года на линию Астрахань - Архангельск. Что было бы тогда с Казанью? Ответ на этот вопрос мы находим в бумагах Имперского министерства восточных оккупированных территорий, созданного на основании указа Гитлера от 17 июля 1941 года "О гражданском управлении в оккупированных восточных областях". Согласно этим бумагам, территория СССР делилась на пять рейхскомиссариатов. Казань входила в рейхскомиссариат "Москва", включавший территорию Центральной России до Урала. Рейхскомиссариат делился на восемь генеральных комиссариатов, среди них был и генеральный комиссариат "Казань". Предусмотрительные немцы не только назначили рейхскомиссара (им был З. Каше), но и сформировали аппарат рейхскомиссариата "Москва". И вполне возможно, что немцы снова появились бы в Каргопольских казармах, но уже не как гости, а как хозяева. Но история очень часто склонна к иронии. Именно в Вюнсдорфе - городе, неразрывно связанном с рождением и развитием немецких бронетанковых войск, - разместился штаб группы советских войск в Германии. И сорок пять лет русские сапоги топтали немецкую землю. От себя добавлю: вполне заслуженно.
МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ
Родоначальник блицкрига (молниеносной войны) немецко-фашистский генерал-полковник Гейнц Гудериан действительно оставил свой след в Казани. Правда, он никогда не учился здесь. И не был тогда еще ни гитлеровцем, ни генерал-полковником. В звании полковника и в должности начальника штаба автомобильных войск германского рейхсвера он в 1932 г. лишь посетил столицу Татарстана с целью инспекции созданной здесь в октябре 1926 г. секретной совместной советско-германской танковой школы. Несмотря на то что миссия Гудериана была суперсекретной, от пребывания его в Казани остался снимок, копия которого и красуется в музее истории бывшего Казанского танкового училища (ныне филиала ЧТИ).
Факт "почитания" Гудериана российским курсантами свидетельствует, что с десятилетиями авторитет разработчика и практика танковых атак остался неоспоримым. А ведь, помимо прочего, он был и отменным литератором, и неплохим ценителем искусств, и тонким знатоком военной истории. Восхищался он и русской культурой. И втайне тешил себя надеждой "усовершенствовать" историю войн против России.
Личность генерал-полковника вермахта Гейнца Гудериана привлекает наряду с могучей фигурой маршала Георгия Константиновича Жукова. При этом существует осознание той очевидности, что эти фигуры несопоставимы. Но именно новаторская идея Гудериана разбилась о полководческий гений Жукова в декабре 1941 года.