Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Отчет ALEXa (ноябрь 2005 г.)
Форум 11-й гвардейской танковой... > Наши соседи > 23-я и 119-я рбр
Архив
Небольшое вступление:
1.Эта поездка изначально задумывалась как однодневное посещение Нойе-Лагеря, поэтому называть ее экспедицией, какой была большая экспедиция Verka, я не стану.
Скорее, ностальгический блиц-тур по местам боевой славы.
2.Специально даю некоторые подробности, связанные с транспортом, возможно кому-нибудь этот опыт пригодится.
3.Извиняюсь за низкое качество фотографий – погода была отвратительная, «мыльница» не вытягивала низкой освещенности.

Итак, поехали.
При выборе транспорта я исходил из соображений минимальных затрат времени (на пересадки) и средств, а также старался уложиться в выходные дни. Поэтому остановился на варианте автобуса. Маршрутный автобус Минск-Париж-Минск, через Дрезден, время в пути от Минска до Дрездена – 23 часа, цена билета в оба конца 95 евро. Выехал из Минска 4-го ноября в 7 часов утра, фирма EUROLINES, автобус SETRA примерно 6-8 летний. Относительно чистый, туалет работал, водители вежливые и корректные. Впечатление от автобуса и экипажа осталось хорошее. Раньше приходилось ездить на автобусе с тургруппами, например, в Чехию или Словакию кататься на лыжах, поэтому опыт таких переездов был. Основное отличие рейсового автобуса от туристического чартера – долгое стояние на границе в Бресте. Туристический автобус обычно проскакивает границу за 1-1,5 часа, тут же пришлось ждать 3 часа. Чем это объяснить – не знаю.
Так или иначе, в Дрезден на Главный вокзал прибыли на 40 минут раньше расписания, в 5-50 утра.
Главный вокзал переживает коренную реконструкцию, готовят в 800-летию Дрездена. Поэтому в этом достаточно большом здании функционирует только пара забегаловок и туалет, все остальное в стадии ремонта. Во всяком случае, умыться и перекусить можно, что я и проделал. Затем переехал на вокзал Нойштадт, с которого в 7-30 уходила электричка на Кенигсбрюк. Вокзал Нойштадт, на мой взгляд, не изменился со времен ГДР. Что в корне изменилось, так это поезда. Так называемая электричка (точнее, дизельпоезд) не имеет ничего общего с нашими электричками. Три вагона – салона, просторные, светлые, самолетные кресла, WC по площади, наверное, 2х3 метра (интересно, зачем?) и т.д.
Через 45 минут приехали в Кенигсбрюк.
Город за эти годы практически не изменился, если не считать обновленных фасадов домов и местами новой черепицы на крышах. Что даже удивило – мимо проехало пару Трабантов, вполне удовлетворительного состояния. Было субботнее утро, половина девятого, погода – хуже не придумаешь: серое небо, дождь, хотя и не холодно. На центральной площади, между ратушей и гастштеттом ”Schwarze Adler” стояли лотки: народ торговал овощами, цветами и всякой мелочью. На фасаде ”Schwarze Adler” висит вывеска: «Продается». Так что если есть желающие…
По дороге от Кенигсбрюка до Нойес-Лагеря не было ни людей, ни машин, только недалеко от забора городка пробежала пара косуль. Забор вдоль территории городка – местами бетонный, местами из проволочной сетки. Наконец, добрался до того места, где было центральное КПП. Самого КПП нет, на месте, где были ворота – шлагбаум, справа – камень с мемориальной доской:
Изображение
Это доска в память солдат 384-й пехотной дивизии вермахта, погибших под Сталинградом. Судя по надписи, до 1942-го года эта дивизия стояла в Нойе-Лагере. А я вспомнил другую фотографию, взятую с официального сайта города Кенигсбрюка. Она сделана в 1939-м году. На ней, возможно, те же самые солдаты маршируют через центральное КПП Нойес-Лагеря:
Изображение
История, одним словом.

Далее двигаемся по центральной улице. Около поворота к ГДО сохранились: двухэтажный дом, в котором в 1967-1971г.г. жило командование 23-й ракетной бригады, 25-я школа – основное трехэтажное здание и одноэтажное, в котором учились1-4 классы. Вот они:
Изображение
Основное здание школы закрывают деревья, более качественные фотографии Verk выложил в форуме.
На другой стороне дороги ничего не осталось - все снесли. Причем сносят основательно, убирают даже фундаменты. Потом кирпич, камни и бетон пропускают через камнедробилку и делают щебень. Как это выглядит, видно тут:
Изображение
Куча щебня на заднем плане – это все, что осталось от домов и казарм.

Идем дальше, к штабу 40-го полка, за ним поворачиваем направо. Примерно через 200 метров по левой стороне был двухэтажный дом, который в конце 60-х называли «Шанхай», в нем жили сверхсрочники и вольнонаемные, перед ним была спортплощадка и казарма 3-го дивизиона 23-й ракетной бригады.

Вот как это выглядело в мае 1971-го года:
Изображение
Это офицеры 3-го дивизиона 23-й ракетной бригады на спортплощадки. На заднем плане – тот самый «Шанхай».
Изображение
В тот же день в мае 1971-го. На заднем плане учебные классы автобата. Кстати, единственное здание, что сохранилось на этом месте до сих пор.
Архив
А вот как эта же спортплощадка выглядит в ноябре 2005-го:
Изображение
За моей спиной – место, где была казарма 3-го дивизиона 23-й ракетной бригады.
А теперь по пустошам бегают косули (сам видел) и кабаны.
Дальше по брусчатке в сторону Дома Паулюса приходим к парку боевых машин ракетной бригады. Вот он:
Изображение
Боксов нет, бетонные плиты покрытия тоже сняты и переработаны на щебень. Площадь заросла кустарником и молодыми деревьями.

Рядом, через дорогу – караульное помещение ракетной бригады:
Изображение
Еще дальше – Дом Паулюса:
Изображение
Архив
Тут я прожил почти 4 года, с октября 1967-го по июнь 1971-го.

Моя комната на 2-м этаже, слева - ноябрь 2005-го, справа – накануне встречи Нового, 1969-го года:
ИзображениеИзображение
Из одного окна этой комнаты открывался вид на лес и дорогу в сторону ПАХа, из другого – на парк боевых машин ракетной бригады. Вот как теперь выглядит этот парк из окна:
Изображение
Архив
Справа видна дорога из парка и место, где находились «тревожные» ворота. Понятно, что когда ночью дивизион вылетал по тревоге, от гула пусковых установок весь дом ходил ходуном. Особенно до 1969-го года, когда эти установки были еще на гусеничном ходу.
Идем дальше, к реке Пульсниц. Дорога и вся территория вокруг заросли лесом, осталась только небольшая колея.
От ПАХа тоже ничего не осталось, о его бывшем местонахождении можно догадаться только по относительно ровной площадке, заросшей кустарником. А вот мостик через реку и плотина выше по течению сохранились:
Изображение
Выше этой плотины в мое время была лодочная станция. Около мостика установлен стенд с фотографиями и информацией, где написано, что эта самая станция просуществовала с 1934 по 1974 годы. Теперь понятно, что более поздние обитатели Нойес-Лагеря о ней ничего не знают.
Зато я ничего не знал об озере Дружба, часто упоминаемом в форуме. Поскольку вопрос был интересным, мы дошли и до этого озера, вот оно:
Изображение
Архив
Само место я знал прекрасно, в конце 60-х тут было поросшее камышом болото. Рядом с озером установлен стенд, на котором вывешены фотографии и приведена информация об этом озере. Оказывается, его соорудили в 1974-1975 годах, поэтому я о нем ничего и не знал.

Нам пора было возвращаться, так как не вся программа была выполнена. На обратном пути зашли в ГДО, посмотрели пятиэтажки за ним (они, кстати, в приличном состоянии), дошли до того места, где был бассейн. Там как раз и увидели технологию сноса строений: пара бульдозеров, экскаваторы и здоровенная камнедробилка. А рядом – такая же здоровенная гора щебня: все, что осталось от бассейна.

Наконец, двинулись в сторону расположения ракетной бригады. По дороге от 25-й школы в сторону бригады слева по ходу был спортзал. Теперь от него остался только вот этот котлован:
Изображение
Наконец дошли до казарм ракетчиков. В 1967-1971г.г. к 23-й ракетной бригаде относились только четыре здания: штаб бригады, казарма батареи управления, казарма технической батареи и столовая. Казарма же 3-го дивизиона находилась в удалении, между штабом 40-го полка и Домом Паулюса, см. фото выше. Насколько я понял из форума, 119-я бригада уже была собрана на одной территории. Тут же был и спортгородок ракетной бригады, который во времена 119-й бригады превратили в плац.
На этом фото - командование 23-й бригады с женами в 1969-м году, спортгородок перед штабом бригады:
Изображение
То же самое место в ноябре 2005-го:
Изображение
Архив
За этим зданием вдоль забора сейчас стоят пятиэтажки, которых в мое время не было. В одной из них Verk показал мне свою квартиру…

Собственно на этом блиц-тур по Нойес-Лагерю закончился.
Настроение было тяжелое, чему немало способствовала отвратительная погода поздней осени. Ощущал себя призраком, который бродит по развалинам своего дома.

В Дрезден вернулся уже затемно, около 6 часов вечера. Поэтому ходил только по центру: Прагерштрассе, Альтмаркт, Цвингер, набережная Эльбы, посмотрел на вновь отстроенную Фрауенкирхе.
По случаю субботнего вечера народ развлекался полным ходом: толпы народа, лотки с пивом, глинтвейном и прочими радостями жизни. На Альтмаркте соорудили склон высотой в 4 этажа, засыпали его искусственным снегом: сноубордисты веселили публику. А в 10 вечера устроили шикарный фейерверк.

Обратный автобус должен был выезжать из Дрездена в 23-50, но реально опоздал и прибыл только в 1-15. Впрочем, водители еще по дороге туда меня об этом предупреждали. Обратное расписание рейса составлено неправильно, и стандартное опоздание в Дрезден обычно составляет 1-1,5 часа.
Обратная дорога оказалась хуже. Автобус был практически полным, публика везла по 2-3 огромных чемодана («Гросс-Германия» отдыхает), вещи в багажный отсек заталкивали чуть ли не ногами. Правда, меня это не напрягало, т.к. весь мой багаж состоял из небольшого рюкзачка. А что напрягало – так это бестолковость пассажиров. Половина публики имело двойные гражданства, и у двоих из них возникли какие-то проблемы с визами, в результате чего поляки этих двоих не пускали на свою территорию. В итоге потеряли на немецко-польской границе почти 4 часа. Как следствие, в Минск приехали на 4 часа позже: вместо 23 в 3 ночи. Кроме того, сильно раздражало бесконечное брюзжание нескольких новоделаных «французов» и «немцев» по всякому поводу и без оного. Единственным способ заткнуть этот фонтан оказался вопрос: Ребята, если вам все так не нравится, то зачем вы сюда едете? После этого немного притихли. Так что рейсовым автобусом я больше не поеду, этот «контингент» на обратном пути меня достал.
Вот такая получилась поездка.
Если кому-либо понадобятся дополнительные подробности – пишите, мыло в форуме.

ALEX,
27.11.2005
Изображение
Из окна своей квартиры....
Архив
Изображение
Logan
Цитата(Архив @ 3.11.2006, 21:02) *

Изображение


Alex!
С трепетом прочел отчет о посещении гарнизона, с величайшим интересом просмотрел выложенные фотографии. Душа разрывается, ведь память услужливо подсказывает, что где размещалось. Сам долго вынашивал мысль проехать по "местам боевой славы": проехать по городам Германии, которые посещал в период срочной службы, посетить наш бывший гарнизон, посмотреть, что там осталось. После Германии думалось выехать в Чехию (Млада Болеслав, Миловице), затем в Словкию (Зволен, Бонска Быстрица), где проходил службу уже офицером. Просмотрев фото, это намерение окрепло, тем более, что и жена горит желанием все это увидеть. Германию она не могла видеть, а вот Чехословакию, тогда единую, прошла за мной по всем названным местам.
Спасибо за воспоминания моей юности!
Alex
Да не за что! Поскольку все эти страны входят в Шенген, сейчас такую поезду технически проще реализовать, достаточно одной визы. А Гродно, как я читал, скоро вообще войдет в соглашение о приграничных поездках с Литвой. Шутка, конечно. Но кто же проверит, куда вы там дальше поехали... tongue.gif
Кстати, если все же ехать, то лучше поездом из Минска до Праги, очень удобное расписание. А из Праги в Дрезден рукой подать, да и поезда каждый час ходят. Как вариант - автобусом Минск-Прага, он как раз через Гродно раньше ходил, не знаю как сейчас. Но только не советую автобусом Москва - Париж, меня на обратном пути "новонемцы" достали. abuse4.gif
А за оценку спасибо! Приятно, что эта тема кому-то еще не безразлична.
WWW
Цитата(Alex @ 2.12.2008, 19:34) *

Да не за что! Поскольку все эти страны входят в Шенген, сейчас такую поезду технически проще реализовать, достаточно одной визы. А Гродно, как я читал, скоро вообще войдет в соглашение о приграничных поездках с Литвой. Шутка, конечно. Но кто же проверит, куда вы там дальше поехали... tongue.gif
Кстати, если все же ехать, то лучше поездом из Минска до Праги, очень удобное расписание. А из Праги в Дрезден рукой подать, да и поезда каждый час ходят. Как вариант - автобусом Минск-Прага, он как раз через Гродно раньше ходил, не знаю как сейчас. Но только не советую автобусом Москва - Париж, меня на обратном пути "новонемцы" достали. abuse4.gif
А за оценку спасибо! Приятно, что эта тема кому-то еще не безразлична.


Александр очередное Вам спасибо.Я теперь уже уверен окончательно,что фото того времени не найти мне.Только моя память последняя надежда.И ещё один вопрос меня мучит.Только ответ не размещать здесь.Какова судьба моего ангела-хранителя пп Дровалёва?Очень ему обязан до сих пор помню и уважаю.Если не в тему-не отвечай.Владимир.
Alex
Приветствую, Владимир!
Про Дровалева мне ничего известно. Фамилю такую слышал, но не более того.
Logan
Цитата(Архив @ 3.11.2006, 20:33) *

Само место я знал прекрасно, в конце 60-х тут было поросшее камышом болото. Рядом с озером установлен стенд, на котором вывешены фотографии и приведена информация об этом озере. Оказывается, его соорудили в 1974-1975 годах, поэтому я о нем ничего и не знал.

Нам пора было возвращаться, так как не вся программа была выполнена. На обратном пути зашли в ГДО, посмотрели пятиэтажки за ним (они, кстати, в приличном состоянии), дошли до того места, где был бассейн. Там как раз и увидели технологию сноса строений: пара бульдозеров, экскаваторы и здоровенная камнедробилка. А рядом – такая же здоровенная гора щебня: все, что осталось от бассейна.

Наконец, двинулись в сторону расположения ракетной бригады. По дороге от 25-й школы в сторону бригады слева по ходу был спортзал. Теперь от него остался только вот этот котлован:
Изображение
Наконец дошли до казарм ракетчиков. В 1967-1971г.г. к 23-й ракетной бригаде относились только четыре здания: штаб бригады, казарма батареи управления, казарма технической батареи и столовая. Казарма же 3-го дивизиона находилась в удалении, между штабом 40-го полка и Домом Паулюса, см. фото выше. Насколько я понял из форума, 119-я бригада уже была собрана на одной территории. Тут же был и спортгородок ракетной бригады, который во времена 119-й бригады превратили в плац.
На этом фото - командование 23-й бригады с женами в 1969-м году, спортгородок перед штабом бригады:
Изображение
То же самое место в ноябре 2005-го:
Изображение


Прочитал еще раз Ваш отчет, ALEX, о поездке в Кенигсбрюк, в очередной раз окунулся с головой в период службы в 23 бригаде, а точнее, в свою юность. А фото руководства бригады навеяло массу воспоминаний. Сразу же вспомнил Василия Дорофеевича Пикалова, водителем которого имел честь быть в течение более полутора лет. Узнал и его жену, которая иногда угощала меня различными деликатесами, что для солдата было в диковинку. Эту супружескую пару невозможно перепутать. Такой фотографии у меня нет, я ее ранее не видел. Естественно, скачал для себя, пусть будет на память о временах службы в СА.
Alex
Очень рад, что кто-то разделяет мои эмоции... спасибо
valeryi
Все правильно сзади здания находился клуб. где нам показывали киноюА слево от фасада спортплощадка где мы играли с ракетчиками в волетбол на значки.Ты первый кто дал мне информацию о моем месте службы.А после моего дембеля часть скорее расформировали поэтому я не могу найти сослуживцев.
Alex
Так это ваш парк был, если двигаться по дороге от казары ракетчиков в сторону Дома Паулюса, по правой стороне дороги? На дорогу выходили боксы с техникой, а за ними основная территория, огороженная колючкой? В эти боксы мы по малолетству по ночам лазили, там стояли БРДМы, в которых можно было разжиться ракетами СХТ и пиропатронами nohool.gif
Ivanovich
Здравствуйте ТОВАРИЩИ РАКЕТЧИКИ!Мы с вами соседи.Я из Ютербога,а точнее из Ютербога-2.Служил соктября 1966 по январь 1969 года в 640 ОРД Н тактических ракет в в/ч 38792.Служил на комплексе 2К6-Луна,затем на комплексе 9К72-ЛунаМ.Бывало,что проезжал мимо вас.Заходите в гости-
http://my.mail.ru/mail/kiryushin.vladimir

С уважением Владимир.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2019 Invision Power Services, Inc.