Небольшое вступление: 1.Эта поездка изначально задумывалась как однодневное посещение Нойе-Лагеря, поэтому называть ее экспедицией, какой была большая экспедиция Verka, я не стану. Скорее, ностальгический блиц-тур по местам боевой славы. 2.Специально даю некоторые подробности, связанные с транспортом, возможно кому-нибудь этот опыт пригодится. 3.Извиняюсь за низкое качество фотографий – погода была отвратительная, «мыльница» не вытягивала низкой освещенности.
Итак, поехали. При выборе транспорта я исходил из соображений минимальных затрат времени (на пересадки) и средств, а также старался уложиться в выходные дни. Поэтому остановился на варианте автобуса. Маршрутный автобус Минск-Париж-Минск, через Дрезден, время в пути от Минска до Дрездена – 23 часа, цена билета в оба конца 95 евро. Выехал из Минска 4-го ноября в 7 часов утра, фирма EUROLINES, автобус SETRA примерно 6-8 летний. Относительно чистый, туалет работал, водители вежливые и корректные. Впечатление от автобуса и экипажа осталось хорошее. Раньше приходилось ездить на автобусе с тургруппами, например, в Чехию или Словакию кататься на лыжах, поэтому опыт таких переездов был. Основное отличие рейсового автобуса от туристического чартера – долгое стояние на границе в Бресте. Туристический автобус обычно проскакивает границу за 1-1,5 часа, тут же пришлось ждать 3 часа. Чем это объяснить – не знаю. Так или иначе, в Дрезден на Главный вокзал прибыли на 40 минут раньше расписания, в 5-50 утра. Главный вокзал переживает коренную реконструкцию, готовят в 800-летию Дрездена. Поэтому в этом достаточно большом здании функционирует только пара забегаловок и туалет, все остальное в стадии ремонта. Во всяком случае, умыться и перекусить можно, что я и проделал. Затем переехал на вокзал Нойштадт, с которого в 7-30 уходила электричка на Кенигсбрюк. Вокзал Нойштадт, на мой взгляд, не изменился со времен ГДР. Что в корне изменилось, так это поезда. Так называемая электричка (точнее, дизельпоезд) не имеет ничего общего с нашими электричками. Три вагона – салона, просторные, светлые, самолетные кресла, WC по площади, наверное, 2х3 метра (интересно, зачем?) и т.д. Через 45 минут приехали в Кенигсбрюк. Город за эти годы практически не изменился, если не считать обновленных фасадов домов и местами новой черепицы на крышах. Что даже удивило – мимо проехало пару Трабантов, вполне удовлетворительного состояния. Было субботнее утро, половина девятого, погода – хуже не придумаешь: серое небо, дождь, хотя и не холодно. На центральной площади, между ратушей и гастштеттом ”Schwarze Adler” стояли лотки: народ торговал овощами, цветами и всякой мелочью. На фасаде ”Schwarze Adler” висит вывеска: «Продается». Так что если есть желающие… По дороге от Кенигсбрюка до Нойес-Лагеря не было ни людей, ни машин, только недалеко от забора городка пробежала пара косуль. Забор вдоль территории городка – местами бетонный, местами из проволочной сетки. Наконец, добрался до того места, где было центральное КПП. Самого КПП нет, на месте, где были ворота – шлагбаум, справа – камень с мемориальной доской: Это доска в память солдат 384-й пехотной дивизии вермахта, погибших под Сталинградом. Судя по надписи, до 1942-го года эта дивизия стояла в Нойе-Лагере. А я вспомнил другую фотографию, взятую с официального сайта города Кенигсбрюка. Она сделана в 1939-м году. На ней, возможно, те же самые солдаты маршируют через центральное КПП Нойес-Лагеря: История, одним словом.
Далее двигаемся по центральной улице. Около поворота к ГДО сохранились: двухэтажный дом, в котором в 1967-1971г.г. жило командование 23-й ракетной бригады, 25-я школа – основное трехэтажное здание и одноэтажное, в котором учились1-4 классы. Вот они: Основное здание школы закрывают деревья, более качественные фотографии Verk выложил в форуме. На другой стороне дороги ничего не осталось - все снесли. Причем сносят основательно, убирают даже фундаменты. Потом кирпич, камни и бетон пропускают через камнедробилку и делают щебень. Как это выглядит, видно тут: Куча щебня на заднем плане – это все, что осталось от домов и казарм.
Идем дальше, к штабу 40-го полка, за ним поворачиваем направо. Примерно через 200 метров по левой стороне был двухэтажный дом, который в конце 60-х называли «Шанхай», в нем жили сверхсрочники и вольнонаемные, перед ним была спортплощадка и казарма 3-го дивизиона 23-й ракетной бригады.
Вот как это выглядело в мае 1971-го года: Это офицеры 3-го дивизиона 23-й ракетной бригады на спортплощадки. На заднем плане – тот самый «Шанхай». В тот же день в мае 1971-го. На заднем плане учебные классы автобата. Кстати, единственное здание, что сохранилось на этом месте до сих пор.
За этим зданием вдоль забора сейчас стоят пятиэтажки, которых в мое время не было. В одной из них Verk показал мне свою квартиру…
Собственно на этом блиц-тур по Нойес-Лагерю закончился. Настроение было тяжелое, чему немало способствовала отвратительная погода поздней осени. Ощущал себя призраком, который бродит по развалинам своего дома.
В Дрезден вернулся уже затемно, около 6 часов вечера. Поэтому ходил только по центру: Прагерштрассе, Альтмаркт, Цвингер, набережная Эльбы, посмотрел на вновь отстроенную Фрауенкирхе. По случаю субботнего вечера народ развлекался полным ходом: толпы народа, лотки с пивом, глинтвейном и прочими радостями жизни. На Альтмаркте соорудили склон высотой в 4 этажа, засыпали его искусственным снегом: сноубордисты веселили публику. А в 10 вечера устроили шикарный фейерверк.
Обратный автобус должен был выезжать из Дрездена в 23-50, но реально опоздал и прибыл только в 1-15. Впрочем, водители еще по дороге туда меня об этом предупреждали. Обратное расписание рейса составлено неправильно, и стандартное опоздание в Дрезден обычно составляет 1-1,5 часа. Обратная дорога оказалась хуже. Автобус был практически полным, публика везла по 2-3 огромных чемодана («Гросс-Германия» отдыхает), вещи в багажный отсек заталкивали чуть ли не ногами. Правда, меня это не напрягало, т.к. весь мой багаж состоял из небольшого рюкзачка. А что напрягало – так это бестолковость пассажиров. Половина публики имело двойные гражданства, и у двоих из них возникли какие-то проблемы с визами, в результате чего поляки этих двоих не пускали на свою территорию. В итоге потеряли на немецко-польской границе почти 4 часа. Как следствие, в Минск приехали на 4 часа позже: вместо 23 в 3 ночи. Кроме того, сильно раздражало бесконечное брюзжание нескольких новоделаных «французов» и «немцев» по всякому поводу и без оного. Единственным способ заткнуть этот фонтан оказался вопрос: Ребята, если вам все так не нравится, то зачем вы сюда едете? После этого немного притихли. Так что рейсовым автобусом я больше не поеду, этот «контингент» на обратном пути меня достал. Вот такая получилась поездка. Если кому-либо понадобятся дополнительные подробности – пишите, мыло в форуме.